Музыка в жизни ребенка

 

Влияние музыки в развитии творческой личности детей очень велико.

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания  людей в разные моменты жизни. Здесь можно говорить прежде всего о народном музыкальном творчестве.

Другая особенность – объединять  людей в едином переживании, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик  в душе другого. П.И.Чайковский говорил: «Я желал бы всеми  силами души, чтобы  музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Яркие художественные  произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способны вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасныйсвоеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение  к окружающему. Такими произведениями и обогащаются  все те, кто воспринимает их.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие  образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение.

Надо учиться постигать этот прекрасный, своеобразный язык. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

И еще одна особенность музыки, интересующая и нас, педагогов, воспитателей, и родителей – воздействовать на человека с самых первыхдней  его жизни. Нежная колыбельная, бодрый марш по- разному проявляются в выражении лица малышей, в их движениях. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни  приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником художественно-эстетического воспитания.

Поэтому формирование основ музыкального вкуса – один из важнейших аспектов художественно-эстетического воспитания.

Музыкальная культура – это часть общей духовной культуры. Высокий уровень музыкальной культуры определяется музыкально-эстетической образованностью. Это многоуровневый и многоступенчатый процесс приобретения знаний музыкальной грамоты, умение осознанно слушать музыкальные произведения, накопление музыкально-слухового опыта, умение слышать тонкости музыкального языка, способность понимать смысл произведений музыкального искусства и их ценность.

Музыкально-эстетическая образованность проявляется в музыкально-оценочной деятельности. В процессе восприятия, осмысления, музыкально-эстетических суждений расширяется диапазон музыкальной грамотности, что, несомненно, влияет на формирование музыкального вкуса человека.

«Музыкальный вкус, является составной частью эстетического вкуса, рассматривается музыкантами  и педагогами как способность человека к эстетическому восприятию и оценке, как развитое чувство прекрасного» - так описывается в Большом толковом словаре русского языка, под ред. С.А.Кузнецова.

Г.А.Струве убежден: «И чем раньше мы займемся музыкальным воспитанием детей, тем более ощутимые результаты мы получим. На роковой вопрос , всех нас волнующий: когда именно начинать учить ребенка музыке….безоговорочно и определенно: чем раньше, тем лучше!»

А.Ф.Ведерников, знаменитый певец Большого театра говорил: чтобы избежать музыкальной безграмотности и невежества, надо начинать с детского сада  , приучать с малолетства «слушать простые русские, народные песни… когда слушают Чайковского «Щелкунчик»… потребность в дурном будет наименьшей»

Формирование и развитие музыкально-вкусовых предпочтений  возможно в процессе приобщения ребенка к ценностям музыкального искусства. Музыкально-эстетическая грамотность у детей дошкольного возраста создает основу музыкального вкуса и оказывает положительное воздействие на художественно-эстетическое развитие ребенка. Это возможно лишь при условии профессионального психолого-педагогического  подхода, с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей детей этого возраста.

Б.М. Теплов писал: « … недостаточно  только слышать музыку, надо еще и эмоционально  пережить , почувствовать ее выразительность».

Осмысленное восприятие музыкального произведения будет наиболее эффективным , если встроить его в процесс  игры. Как известно, игра –ведущая деятельность в дошкольном возрасте, в процессе которой формируются основы музыкального вкуса. А основу музыкального вкуса составляет музыкально-эмоциональное  восприятие, познание, осознание.

Процесс формирования основ музыкального вкуса в дошкольном возрасте происходит через различные виды музыкальной деятельности, которые реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вееров развлечений, праздников, в процессе творчества, а также в быту.)

 

Для слабовидящих

Версия для людей
с ограниченными
возможностями

НОКОД

Семья и семейные ценности

Сейчас на сайте

Сейчас 29 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
580760
©Copyright by МБ ДОУ ЦРР д/с № 12 "Орленок" 2012-2018гг.
За предоставленный контент разработчики сайта ответственности не несут
Создание сайтов
Яндекс.Метрика